Эскорт-агентство Queens Palace

Минина Анна » Публицистика

Печать

Тайный ход на земле…

145

Автор: Анна Минина (село Сергиевск Самарской области)

К 160-летию Самарской губернии

Нет на земле человека, который бы не задумывался над вопросом – «Что такое Родина?». О ней мы с раннего детства читаем стихи и рассказы, поем песни, пишем сочинения…
Моё повествование о той родине и месте человека на земле, которая зовется малой, о жителях русского села Павловка Сергиевского района Самарской области, которое раскинулось на берегах живописной реки Сок. В далёкой молодости они, как и все, вставали спозаранку, смотрели на часы, затем с охотой или без охоты прогоняли остатки сна студеной водой, завтракали, шли на работу, а после спешили домой к детям. Чувствовали они свою причастность к жизни, стране, чем и гордились. Выращивали хлеб, занимались животноводством, одним словом, сполна познали науку любить землю, на которой живут.
Почему в прошедшем времени? Начну рассказ по порядку.
Есть села, встречи с которыми вызывают не только сочувствие, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что ты ничем не можешь помочь им в их беде и унижении. А ведь в нелегкой жизни и истории наших сел вся судьба земли русской.
2011 год юбилейный в духовном начале (по сегодняшним меркам) малого села Павловка. Источников, рассказывающих об истории зарождения этого поселения, к сожалению, не пришлось найти. Лишь воспоминания сторожил, из которых можно сделать вывод, что село не намного моложе районного центра. А вот о храме, построенном в честь Михаила Архангела, есть весточка из недалекой истории, и в этой летописи заложен немалый смысл для живущих в селе и уехавших, но несущих в своем сердце любовь к родине.
История за годы (столетие), ставшая преданием, основывается на людских жизнях, тщании прихожан и великой вере в Бога, его чудодейственную силу, которая и по сегодняшний день не дает храму уйти в небытие, а вместе с ним и одному из старейших русских сел района.
Заглянем в 1866 год. Именно в этот год старанием прихожан в селе Павловка была построена деревянная церковь с такой же колокольней, прикладбищенская, на каменном фундаменте. Не отапливаемая, со сторожкой. В 1885 году епископом Самарским и Ставропольским Серафимом был освещен престол во имя Архистратига Божия Михаила по высочайшему утвержденному определению священного Синода «притча при церкви, как имеющая 700 душ мужская пола, положено быть священнику, диакону и псаломщику, но состояли священник и псаломщик». А на место диакона был прислан учитель. Жизнь в селе кипела. 100 лет назад оно насчитывало 171 двор, 537 мужчин, 519 женщин
Судьба русской деревни во многом, и это бесспорно, складывалась не из социальной, а духовной жизни. Ложные нравственные понятия общества привели село к упадку, а вместе с ним мир духовности, добра, милосердия…
«Облетали листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И весь свет перевернулся». Постепенно, незаметно произошла подмена интересов живого, конкретного человека, интересам государственным, казенным. Незаметно, сначала с клубных экранов, затем с телеэкрана крестьяне видели, что все, чем они живут, имеет для них посторонний смысл, вот, мол, глядите, никто в этом фильме не поднимается в пять часов утра, чтобы выйти в поле, убрать скотину, топить печь…
И наступил тот час: выглянули они в окна, вышли в улицу, на поля, в луга, и ни с ближнего, ни с дальнего расстояния не узнали своей деревни… Не пекут хлеб в селе, не ходят на работу, не учат детей. Нет в селе ни машинного двора, ни кузницы, ни фермы, ни мельницы, ни маслобойни.… А какие были в Павловке библиотека, клуб, школа. Но память по той былой родине жива. Нет среди уехавших из села таких, которые бы не хранили в своем сердце воспоминания о тепле родного дома. Для них она по-прежнему вмещается в босоногое беззаботное детство, добрую мать и строгого отца, парное молоко и хрусткую хлебную корочку, тихую речку, теплую росу, первую любовь…
А для тех, кто остался в селе, весь окружающий мир – это их изба с большой русской печью, думы о былом самоотверженном труде. Жили они своей жизнью, имели свой тайный ход на земле, думали каждый свою собственную мысль. А вот занялась вокруг тебя метель, и в непроглядном белом, холодном её пламени сбились все с пути. Бегут люди, куда глаза глядят.
А так не хочется верить, что тайный путь наш лишен всякого смысла.
Что Божий храм? Он, развалившийся, но не потерявший благородных пропорций, точно и естественно вписывается в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где и сегодня, как 145 лет назад, растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков. Храм гордо несет свой крест, сам, уподобясь лучистой безмолвной звезде, уплывает в бесконечность мироздания. И кто знает, сколько еще прохожих и проезжих людей, завидя церковь, перекрестятся, попросят Божией милости, благословения.
Далеко разносится колокольный звон,
Связывая лентой веру всех времен.
Непоседа-ветер разгоняет пыль
И волнует в поле бархатный ковыль.
Под кудрявым кленом старая скамья,
Коротала время там молодость моя.
Главные действующие лица – жители села. Разделить их на бывших и настоящих не получается. Все они – участники истории села. Какие они? Конечно, разные. Мне они показались не самыми улыбчивыми. Родина для них как 40, 50 лет назад – это земля-кормилица, пережитые тяжелые годы войны. От большого села осталось 38 человек. Вот они – исконно русские крестьянские фамилии – Пермяковы, Минины, Поповы, Мочковы, Шумские, Филатовы… В прошлом году ушёл из жизни последний фронтовик Павловки – С. Ф. Мальцев. Большой жизненный путь пройден им. Не раз, встречаясь с этим удивительным человеком, меня интересовали вопросы: много ли горя и радости он встречал. Что же для него родина? Ответы удивительно просты и красивы: «Так часто бывает с человеком – он уезжает куда-то из дома и поражается дивным местам, которых раньше не видел, бродит по ним, а красоты, начинающийся за его поворотом, за его окном, не замечает в повседневной работе. Как будто опустив голову к тропе, поднимается он на высокий холм, ничего не видя вокруг, а на вершине – вот она, перед тобой, земля твоя – до боли знакомая и неожиданно прекрасная! И сердце сладко сожмется от счастья к своей Родине! Родина и земля та же, а вот люди…» Нотки утраты и боли чего-то большого и невосполнимого, имя чему – СЕЛО –
звучали не только в его голосе, голосе человека, который, кроме как на войну, из села никогда не уходил. Но и среди тех, кто приехал на встречу с родиной, и её не узнал…
История и жизнь идут параллельно, ведя нас к истине. А она очевидна. Судьбу людскую надо вершить и жить так, чтобы не было потом больно за разоренные, поруганные храмы и села, поросшие бурьяном поля. С деревеньки ситцевой начиналась наша Родина, ее защищали от врага наши предки. И по сей день на ней держится Русь!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд6 Звезд7 Звезд8 Звезд9 Звезд10 Звезд (Оценок 74, баллов: 680)
Loading ... Идет голосование ...
Просмотров 657.

Оставлено комментариев: 2

  1. Макс :

    Почти Родное село!!! Коневы там тоже жили, по-моему, самая русская фамилия!!!

  2. Anna :

    Бесспорно. Коневы ЖИЛИ. Село ПОЧТИ родное. Но речь не о русских фамилиях, а о судьбе села, даже более чем села – о крестьянстве, что сродни России!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите код (проверка от спама) *
captcha